skip to Main Content

Мастерская художника: как организовать место для творчества?

 

Grayscale Photography of Man Painting a Tree

МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МЕСТО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА?

Отлично понимаю художников, готовых за мастерскую «душу продать».

Просторное помещение с хорошим светом, где можно творить, не отвлекаясь ни на что другое, хранить картины, приглашать коллег и заказчиков — это дорогого стоит…

мастерская художника

Порой художники годами идут к этой заветной мечте, ютясь на кухнях, в тесных комнатушках, обременяя своим творческим беспорядком других членов семьи.

Что уж говорить про людей, для которых живопись или занятие другим видом прикладного творчества — не профессия, а хобби?

  • Как организовать свое творческое пространство?

  • Как сделать это правильно и с максимальным комфортом?

  • Какая мебель, какие приспособления необходимы?

Все эти вопросы рано или поздно начинают занимать каждого человека, увлекшегося рисованием.

30

Скажу сразу, мастерская художника, собственный творческий уголок — это, безусловно, очень удобно, но отсутствие оного ни в коем случае не должно вас огорчать и заставлять отказываться от занятий творчеством.

Используйте то пространство, которое есть!

Например, у меня мастерская появилась только 5 лет назад. В собственном доме. А раньше все мои картины писались либо ночью на кухне, когда семейство засыпало, либо в их отсутствии в тесном пространстве единственной жилой комнаты.

творческая атмосфера
мастерская художника

Конечно, создание творческой атмосферы в стесненных условиях требует от нас большей организованности и умения настроиться на рабочий процесс.

Они заставляют задуматься, где хранить необходимые материалы, краски, бумагу, а также готовые рисунки и картины.

Но, повторюсь, это не должно вас останавливать. «Творческим пространством» вполне может быть вместительная коробка, куда вы аккуратно сложите все необходимое.

Главное, чтобы эти инструменты всегда были у вас под рукой. На поиск и раскладку материалов для работы у вас не должно уходить более 5 минут. Иначе о каком вдохновении речь? Оно разобьется о бесплодные поиски чистого листа бумаги…

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МОЛЬБЕРТ?

МОЛЬБЕРТ ТРЕНОГА

мольберт тренога

Лет десять назад в моем доме появился высокий мольберт-тренога. Это было своего рода техническим прорывом — теперь можно было рисовать картины больше 80 см. в высоту.

Но, признаюсь, с тех пор я частенько игнорирую его, раскладывая баночки с красками на этюднике, стуле с планшетом или просто на полу. Мне нравится рисовать на полу — простора движений больше. Правда, с масляными красками этот трюк не проходит.

ЭТЮДНИК

мольберт этюдник

Но на этот случай у меня есть этюдник🙂 Что и говорить, этюдники — складные деревянные ящики на ножках, очень удобны. И не только для работы на пленэре. Внутренность ящика образует хорошую подставку для палитры, откидывающаяся крышка может удерживать достаточно большие по размеру холсты или планшеты. Рисовать за этюдником можно как стоя, так и сидя, а по окончании работы убрать его вместе с красками в уголок.

Единственный минус этюдников — их неоправданно высокая цена. Глядя на них в магазине, я понимаю, как мне повезло, что парочка этюдников имеется у меня со времен учебы в художественной школе. Впрочем, вы вполне можете сделать такое финансовое вложение, чтобы передать впоследствии этюдник внукам…

СКЛАДНАЯ ТРЕНОГА

тренога

Еще один компактный переносной вариант мольберта — складная тренога. Их существует великое множество вариантов. Металлические, деревянные, облегченные и более сложные по конструкции.

Тренога хороша своим малым весом и объемом. Для походных условий не слишком удобна, так как нет ящика для красок и места для палитры.

На природе некоторые треноги могут быть неудобны именно малым весом — вместе с холстом они представляют превосходный парус, и их просто сносит ветром.

Однако для дома такой вариант может быть вполне удачен. Учитывая, что стоят треноги в среднем в три раза меньше этюдников, то сейчас бы я купила треногу. Желательно, чтобы она имела горизонтальный вариант наклона, как на фото, и крючок в центре между ножками — вешать сумку для груза на пленэре.

мольберт из фотоштатива

Как сделать мольберт своими руками, чтобы он легко поворачивался в разные стороны?

Я давно хотела сделать подобный мольберт, но все “ручки не доходили”.

Наконец, дошли, и я хочу поделиться с вами этим, как сейчас говорят, лайфхаком!

Давайте рассмотрим и другие варианты мольбертов.

МОЛЬБЕРТ «ХЛОПУШКА»

мольберт хлопушка

Мольберт-«хлопушка» хорош лишь для рисования графическими материалами на бумаге. Его поле делается из качественной фанеры, поэтому он удобен для прикрепления бумаги на кнопки.

Обычно такой мольберт используют в детских студиях. Рисовать акварелью или масляными красками на нём не слишком удобно. Акварели требуется больший наклон, и холст для масла на кнопки не прикрепишь.

СТАЦИОНАРНЫЙ МОЛЬБЕРТ

как выбрать мольберт

Специальный стационарный мольбертдля масляной живописи — сооружение весьма громоздкое.

Такой монстр выдержит холсты самых больших размеров. Центральная рама мольберта может менять высоту, а в некоторых моделях — наклон. Подобный мольберт — выбор профессионалов при наличии мастерской.

Миниатюрные варианты таких мольбертов могут быть до 25 см. в высоту. Это настольные мольберты. Они незаменимы для начинающих, работающих на маленьких форматах, а также для художников-миниатюристов.

Какой мольберт нужен вам — решайте сами, исходя из размеров комнаты, кошелька и материалов, которыми вы обычно работаете. Или собираетесь работать.

Лучшие материалы: советы,  статьи,  мастер-классы от  Марины Трушниковой

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

«ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ«

ХРАНЕНИЕ РАБОТ

Идеи для рисования: пересмотеть старые работы

Чем больше вы рисуете, тем больше рисунков и картин скапливается у вас.

Сначала они обживают стены вашего дома, затем стены родственников и друзей, а потом места на стенах не остается. Нужны пространства для хранения.

Для рисунков на бумаге подойдут специальные комоды. Они имеют широкие выдвижные ящики. Рисунки в них лучше складывать в папки по темам.

Пастельные работы требуют особого отношения. В идеале их следует сразу оформлять под стекло, чтобы тонкий слой пигмента не осыпался. Если листы пастели не оформлены, их следует закрепить и хранить, переложив калькой или тонкой бумагой.

Для масляной живописи на холстах или картоне лучше выделить высокие полки стеллажа или шкафа. Холст при этом располагать вертикально, чтобы поверхность картины не соприкасалась с другими поверхностями.

 КАК СУШИТЬ МАСЛЯНЫЕ РАБОТЫ КОМПАКТНО?

мастерская художника

Рекомендую приобрести обычные офисные полки-разделители для папок.

В моей одновременно помещается 6 холстов на подрамнике или до 12-ти холстов на картоне, если их в одной ячейке наклонить в разные стороны.

Если работы не большие, то всю эту конструкцию я еще и в шкаф ставлю — не пылятся, и запаха нет.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ: СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

Освещение. Самым удобным для художника считается хорошо освещенное место у северо-восточного окна. Здесь на протяжении всего дня условия освещения натуры и холста не будут резко меняться. Окна, выходящие на восток, юг или юго-запад, придется завешивать подсиненными занавесками или оклеить папиросной бумагой, калькой.

Яркие пятна солнечных лучей не должны падать на холст. Ровное рассеянное освещение удобнее для работы.

Располагайтесь у окна, чтобы свет падал слева, и тень от руки не пересекала холст или лист с рисунком.


Свободные дневные часы берегите для живописи, а вечером занимайтесь рисунком. Но, в крайнем случае, если у вас нет возможности заниматься днем, то устройте софиты с двумя люминесцентными лампами дневного (Д-С) или теплого белого света (Б-С) в комбинации с обычной лампой накаливания в 75-100 ватт.

Я рекомендую светодиодные светильники. Они не самые дешевые, но служат бесконечно долго и, что важно, не мигают, не утомляют глаза.


Натуру или модель ставьте чуть левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом.

Конечно, чем крупнее предметы, тем больше должно быть расстояние между вами и натурой (минимальное расстояние должно равняться двум-трем наибольшим измере-ниям натуры).

Также у вас должно быть достаточное пространство для того, чтоб иметь возможность отойти на некоторое расстояние. Слишком близкое расположение к натуре и холсту не позволяет видеть их целиком, кроме того, постоянно необходимо сравнивать и уточнять взятые цветотональные отношения, которые можно оценить только издали.

Поэтому рисунок или этюд нужно располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки.


Стены и пол мастерской должны быть нейтральными по цвету, чтобы не создавать активных отражений. По этой же причине, занимаясь живописью, лучше выбрать нейтральный цвет одежды.

ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА МАСТЕРСКОЙ

При организации рабочего пространства стоит помнить, что оно призвано не только сделать процесс творчества комфортным, но и вдохновлять, побуждать к творчеству.

А потому, следите за чистотой и удобством расположения всех сопутствующих материалов.

Если в вашем творческом уголке появятся постеры картин или милые штучки, которые вас вдохновляют, — будет вообще замечательно.

Есть выражение «творческий беспорядок», описывающее хаос вокруг нас. Но, на самом деле, порядок — это гармония для наших глаз и сфокусированность для мозга.

Старайтесь периодически поддерживать его. Уверяю, так вам будет легче приступить к творчеству.

В качестве примера хочу показать фото мастерской Кристины Маклин. Её мастер-класс по рисованию цветными карандашами мы ранее публиковали в блоге.  Посмотрите на её творческий подход к обустройству мастерской.

Надеюсь, информация была полезной для вас.

Я от всей души желаю вам творческих успехов и просторных мастерских!

 

 

 

 


Источник статьи